Как вернуть деньги от брокера — мошенника

 nnnn.png

Брокер не выводит ваши средства. Сколько заявок не подавай, они отклоняются или остаются не рассмотренными. Вы прислали все документы, которые от вас требовали: паспорт, удостоверение, платежки ЖКХ, селфи во всех видах. Явно идет игра в одни ворота: вы все время платите, а взамен не получаете ничего.

С помощью Международных платежных систем VISA и Mastercard (или национальной системы МИР) вы имеете возможность вернуть деньги, отправленные брокеру. Для этого нужно обратиться в свой банк, и заявить, что вы хотите прибегнуть к процедуре возврата платежей (chargeback, чарджбэк)


Убедитесь, что чарджбэк вам доступен

По правилам Chargeback Management Guide for Visa Merchants и Chargeback Guide Mastercard, процедура чарджбэк применима для следующих платежей:



Переводы через онлайн-кабинеты банков, систему быстрых платежей, электронные кошельки или криптовалюты по чарджбэк вернуть нельзя.


Все в порядке? Начинаем подготовку.

Настройте аудиозапись на телефоне и компьютере

Вам придется обязательно фиксировать все переговоры с аналитиком и другими сотрудниками брокера. Заранее подготовьтесь: установите на компьютер Free Cam, на Android — Call Recorder, на Iphone — TapeACall. Потренируйтесь записывать разговоры, попросите помочь с этим родных или друзей. Эти записи послужат доказательствами для российского регулятора финансового рынка.


Сделайте скриншоты баланса, платежей, заявок на вывод

Пока доступ в личный кабинет активен, сохраните свидетельства:



Последний скриншот будет важным аргументов в вашу пользу для банка. По умолчанию кредитное учреждение считает, что брокер предоставляет реальный доступ к финансовым услугам. С точки зрения банка, если на балансе трейдера есть деньги, значит, есть что возвращать, и процесс опротестования пойдет проще. Это не значит, что нельзя вернуть слитый депозит. Можно, но немного сложнее.

1442.png

Удалите AnyDesk (TeamViewer)

Если в свое время вы послушали аналитика и установили программу удаленного управления, удалите ее со всех устройств. С компьютера, планшета, телефона. Так вы обезопасите свои счета и сохраните улики. Известны случаи, когда мошенники зачищали переписку на компьютерах своих жертв.

anydesk.png

teamvea.png

Задокументируйте переписку и переговоры

Поняв, что клиент соскакивает с крючка, объявится и знакомый аналитик, и куча незнакомых. Вас начнут доставать оборотни, притворяющиеся сотрудниками службы безопасности, или финансового отдела брокера, европейских банков, регуляторов, Интерпола, арбитражных комиссий. Вас будут убеждать, осуждать, вам могут угрожать, и непременно станут вымогать новые платежи. Под соусом комиссий, налогов, штрафов, федеральных печатей. Все переговоры фиксируйте и ни на что не соглашайтесь. Не переводите ни копейки ни под каким видом! Сохраняйте скриншоты и аудиозаписи.

wats.png

pocht.png

Сохраните скриншот блокировки аккаунта и договор с брокером

Если аккаунт блокируют, не переживайте, цифры на платформе никак не связаны с деньгами на банковском счету брокера. Обязательно сохраните скриншот страницы авторизации с сообщением о блокировке аккаунта.


Договор — важное доказательство для банка. Но брокеры редко присылают его на подпись. Если этого документа у вас нет, подойдет любое письменное обязательство предоставить услуги. На худой конец, скриншоты клиентского соглашения с сайта.

ban.png

dog.png

Пошлите претензию брокеру

Укажите свои регистрационные данные, дату заключения договора, даты и суммы платежей. Напишите, что вы не получили обещанных услуг, а потому требуете расторжения договора и возврата денег. Если аккаунт к этому моменту уже заблокирован, используйте это обстоятельство как главный аргумент. Отправьте письмо на контактную электронную почту, обычно это адрес техподдержки. Сохраните скриншот отправки письма из папки «Исходящие» вашего почтового ящика.

c3.png

Направьте брокеру уведомление о расторжении договора

После отправки претензии подождите положенные 10 дней (две рабочие недели). Скорее всего, никакого ответа не будет. Теперь смело отсылайте уведомление о расторжении договора в одностороннем порядке. В этом документе ссылайтесь на претензию, оставленную брокером без ответа. Поставьте компанию в известность, что согласно статье 450 Гражданского кодекса РФ, часть 1, параграф 2, вы отказываетесь от дальнейшего сотрудничества и требуете возврата платежей

c4.png

Получите из банка выписку и квитанции за нужный период

Претензионному отделу банка нужны будут доказательства ваших платежей брокеру. На первый взгляд это выглядит несуразной отговоркой. Банк и так учитывает все операции, почему же клиент сам должен доказывать, что платил? Дело в том, что отделу претензий не положен доступ к этой информации. В качестве доказательств нужны выписки и квитанции об оплате (или справки об операциях). Проще всего получить их в личном кабинете онлайн — банка. Может понадобиться и заверенные банком распечатки. На случай, если заявление об опротестовании придется подавать в отделении.

sber1.png

kivi.png

sber2.png

Сфотографируйте бумажные документы

Документы, которых изначально не было в электронном виде, надо перевести в цифру. В том числе чеки банкомата, договора, квитанции. Выставляйте разумное разрешение фотографий: для доказательств не нужен объем больше 1 мегабайта, а в большинстве онлайн-приемных банков есть ограничения на размер пересылаемых файлов.

b1.png

b2.png

b3.png

Выясните, как подать документы в ваш банк

Не всякий банк обеспечивает удобную подачу заявлений на опротестование через сайт. Сейчас доступен сервис на сайте Альфа — банка, форма поддержки пользователей. Тинькофф позволяет пользователям отправлять обращения через чат в мобильном или интернет-банке. Кроме того, запишите телефоны и адреса электронной почты, по которым можно уточнить, как движется дело.


Выясните банк-эквайер, в который ушли платежи

Для этого пошлите запрос в свой банк, и попросите их прислать дополнительные сведения по вашим переводам брокеру:



После ответа вы будете точно знать, кому и когда ушли деньги, а главное — на каком основании по документам. Отправьте такое обращение:

c1.png


   И получите ответ:
c2.png


Направьте обращение в банк-эквайер

Укажите номер карты, с которой переводили деньги. Перечислите все платежи, с необходимыми данными по каждому из них:



Напишите, что вы делали заявки на вывод, но брокер деньги не перевел. Упомяните, что пытались договориться, но компания отказывается выводить средства.


Отметьте, что подозреваете мошенническую деятельность. Если код MCC, сообщенный эмитентом, отличается от 6211, обязательно об этом упомяните.


Дело в том, что законно получать платежи за оказание финансовых услуг имеют право только компании с МСС 6211. Если код другой, значит, компания обманывает эквайера. Перечислите все замеченные нарушения: мисскодинг (платежи по неверным видам деятельности), деятельность без лицензии, платежи иностранному юрлицу, не зарегистрированному в России (115-ФЗ).


И обязательно попросите сделать возврат по перечисленным операциям.


Напишите в банк-эмитент заявление о спорной операции

Это важнейший документ в процедуре чарджбэк. Заявление о спорной операции составляется от имени держателя карты и описывает суть дела:


x1.png


Если ваш банк применяет типовые заявления об оспаривании платежа, заполните его тоже. Найти форму можно расширенным поиском Google по сайту банка. Ищите документы такого вида

x2.png

x3.png


Подайте заявление в банк — эмитент

Сложите все файлы с собранными доказательствами и заявления в одну папку и заархивируйте ее. Затем перешлите заявление в банк через форму или по адресу электронной почты. Например, на сайте Сбера форма выглядит так.

x4.png


После отправки сообщения информационная система сообщит вам номер обращения. Обязательно его сохраните, по номеру вы сможете узнать, что делает банк по вашему заявлению.

x5.png


Если банк не принимает заявления через сайт, распечатайте все документы в двух экземплярах, подпишите их и подайте в вашем отделении. Добейтесь, чтобы операционист принял и зафиксировал заявление. Получите у сотрудника номер обращения для отслеживания.

Проверяйте, как идут дела

У банка — эмитента есть 45 дней на рассмотрение заявления. Поэтому проверяйте движение дела: не чаще, чем 1 раз в неделю, но и не реже одного раза в 2 недели. Через сайт, если есть соответствующий сервис. Либо по электронной почте и телефону, если сервиса нет.

z1.png

Если банк отказал

Чарджбэк для банков — эмитентов только лишняя неоплачиваемая работа, а эквайеры еще и теряют деньги на комиссиях. Плюс возможные штрафы платежных систем. Поэтому не надо ни удивляться, ни расстраиваться, получив отказ.


Идет нормальный бюрократический процесс, надо играть по его правилам. Подавайте заявление снова, приведя дополнительные доказательства.


Напишите жалобу на сотрудников отделения в головной офис

Подавая документы на чарджбэк в своем отделении банка, вы можете столкнуться с некомпетентностью и недоброжелательностью сотрудников. Запишите имя и фамилию, составьте письменную жалобу, запишитесь на прием к начальнику отделения и вручите жалобу лично. Обсудите с руководителем вашу ситуацию, не исключено, что на этом вопрос решится.


Если руководитель тоже не захочет пойти вам навстречу, подавайте жалобу на него персонально, в головной офис. Через формы, по e-mail и Почтой России.


Напишите на Банки.ру

Кредитные учреждения тщательно следят, чтобы про них не писали негатива. PR-отделы постоянно мониторят публикации в интернете. В первую очередь на портале Банки.ру. Добавьте отзыв в «Народный рейтинг банков», задайте вопрос в разделе «Вопрос-ответ». Вынесите сор из избы и сразу увидите, как зашевелятся нерасторопные банковские служащие.

z2.png

Напишите жалобу в Центробанк

Регулятор финансового рынка РФ следит, чтобы кредитные учреждения не нарушали закон и соблюдали права клиентов. Банк, на который поступает много жалоб, оказывается под пристальным вниманием Банка России. А тщательная проверка неизбежно выявит много нарушений. Особенно у банков, переводящих деньги клиентов мошенникам и незаконным предпринимателям. Поэтому подаем жалобу в Банк России.


Центробанк предлагает много вариантов обратной связи: установить мобильное приложение, позвонить в контактный центр, переслать данные через форму и отправить обращение по почте. Нас интересуют последние два варианта. В интернет — приемной выбираем «банковская деятельность — качество обслуживания», описываем проблему и прикладываем файл с жалобой.

z3.png

Затем распечатываем текст жалобы и отправляем по почте, на адрес: 107016, Москва, ул. Неглинная, д. 12, Банк России.


Напишите жалобу в Ассоциацию российских банков

АРБ — некоммерческое объединение банковского сообщества, работающее над формированием цивилизованного рынка финансовых услуг. Для этого Ассоциация выступает как посредник в досудебных спорах между банками и потребителями. АРБ принимает обращения, публикует их, и пытается найти компромиссное решение. Подать жалобу в АРБ можно через раздел «Обращение в банк».

z4.png


Напишите жалобу в Роспотребнадзор

Владелец карты имеет право жаловаться на некачественное обслуживание в банке, ссылаясь на закон «О защите прав потребителей». В частности, на статьи 12 и 14. Сделать это можно на сайте, в разделе, «Прием обращений граждан», подразделе «Не требуется авторизация в ЕСИА».

a1.png


Подавайте заявления повторно, пишите претензии

Банк-эмитент может не принять заявление с первого раза. Обыкновенно банки утверждают, что не имеют права вмешиваться в договорные отношения. А также стараются убедить, что процедура чарджбэк в вашем случае неприменима.


Не обращайте внимания, вас пытаются сбить с толку. Пишите в банк-эмитент претензии, требуйте от кредитного учреждения:


a2.png

Отправляйте заявление снова. Постарайтесь собрать дополнительные доказательства. Добейтесь, чтобы банк-эмитент принял заявление и передал его в банк-эквайер.

Банки — эквайеры тоже могут отказывать. Если ваш банк переслал вам отказ эквайера, не теряйтесь и действуйте так же. Отправляйте заявление снова, пишите жалобы регуляторам, в федеральные ведомства, устраивайте шум в СМИ и интернете, подавайте в суд. Вы в своем праве.


Бывали случаи, когда возврат происходил после 6-7 заявлений. Что делать, так работает бюрократическая машина. Ваша задача — переупрямить ее. Но и не откладывайте! Помните, после 540 дней пройдут сроки чарджбэк и банки откажут вам на законных основаниях.